Жилищная политика
1. Анализ ситуации в жилищной сфере.
- В последние два года в России фиксировались рекордные показатели в жилищном строительстве. По данным Росстата объем ввода жилья в 2014 - 2015 гг. составил 84,2 млн. кв. метров и 85,3 млн. кв. метров соответственно.
- Объем ввода жилья за десять месяцев 2016 г. составил 55,6 млн. кв. метров, что на 6,4 % ниже показателя аналогичного периода прошлого года.
При этом объемы индустриального домостроения сохраняются на уровне прошлого года, благодаря реализации Правительственных мер поддержки жилищного строительства.
2. Долевое жилищное строительство
- Более 80 % из общего объема ввода индустриального жилья занимает строительство с привлечением средств граждан по договорам долевого участия.
- В 2015 году объем инвестиций граждан в долевое строительство составил более 2,8 трлн. рублей.
- Количество зарегистрированных ДДУ за 9 месяцев текущего года увеличилось на 2 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
- В целях защиты интересов граждан – участников долевого строительства, скорректировано законодательство, в том числе:
установлен приоритет требований граждан - участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов;
расширен перечень информации о застройщике и о проекте строительства;
расширены полномочия региональных властей в части контроля за застройщиками, привлекающими средства граждан
введена возможность банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства;
с 1 июля 2017 г. заработают требования к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья;
конкретизированы критерии отнесения граждан, к числу пострадавших, правила ведения реестра таких граждан.
- По поручению Президента страны ведется работа по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства.
- Фонд будет создан на базе некоммерческой организации «Фонд единого института развития в жилищной сфере».
- Фонд будет аккумулировать отчисления застройщиков, осуществлять отбор новых застройщиков, которым планируется передача объекта строительства и обязательства по передаче квартир участникам строительства.
- Гарантии Фонда будут распространятся на многоквартирные жилые дома, первый договор долевого участия в строительстве которых поступит на государственную регистрацию после 31 декабря 2016 г.
- Фонд не будет являться альтернативным способом обеспечения защиты прав граждан. После начала его деятельности нормы о страховании и поручительстве банка прекратят свое действие.
- Для обеспечения эффективного решения задач, возложенных на Фонд, подготовлены дополнительные поправки в законодательство, предусматривающие в том числе наделение Фонда полномочиями арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика в случае, если застройщик осуществлял взносы в компенсационный фонд.
Данный законопроект в ближайшее время будет внесен в ГосДуму, прошу его поддержать.
3. Поддержка ипотечного жилищного кредитования.
- Значительную поддержку жилищному строительству оказала своевременно принятая государственная программа субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках.
- За девять месяцев 2016 года рынок ипотеки вырос
по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 30,6 %.
- В настоящее время АО «АИЖК» работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.
- Подготовлена законодательная инициатива о введении электронных закладных (позволит снизить затраты на выдачу
и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование).
- Для повышения прозрачности ипотечных кредитов подготовлен законопроект предусматривающий раскрытие информации о полной стоимости ипотечного кредита.
4. Создание цивилизованного рынка арендного жилья.
- В законодательной базе вопросы найма жилых помещений жилищного фонда социального использования урегулированы еще в 2014 году.
- В настоящее время АИЖК готовит механизмы коллективных инвестиций через создание паевых инвестиционных фондов, что будет способствовать формированию прозрачного и надежного инструмента долгосрочного инвестирования.
5. Проект стратегического развития «Ипотека
и арендное жилье».
- Правительством начата работу по принципу проектного управления. Один из таких проектов направлен на развитие жилищного строительства и имеет паспортное название «Ипотека и арендное жилье».
- Основной целью этого проекта станет увеличение объемов ежегодно вводимого жилья до 100 млн. кв. метров к концу 2020 года.
- Выполнение данной задачи будет обеспечиваться в том числе путем вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории в субъектах Российской Федерации.
- Средства в размере 20 млрд. рублей ежегодно будут распределены между регионами.
6. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Продолжается работа и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
За счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы ФЦП «Жилище» в 2016 году будет обеспечено жильем 24,5 тыс. семей.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
1. В части наведения порядка в сфере управления жильем.
- С мая 2015 г. введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, которое еще на первом этапе не прошли 13% управляющих компаний.
- Создана система проверки квалификации руководителей управляющих компаний, 10% которых не смогли сдать квалификационный экзамен.
- Наличие у руководителя управляющей компании квалификационного аттестата стало условием получения лицензии.
- Лицензирование стало реальным инструментом "освобождения" дома от недобросовестной управляющей компании: в случае 2-х подтверждённых судом не исполненных предписаний жилинспекций, управляющая компания лишается права управлять этим домом. Если управляющая компания теряет 15% обслуживаемых домов, ее лицензия аннулируется.
- УК стали более клиентоориентированными, боясь "потерять" дома и лицензию.
- Усилена система Госжилнадзора: региональные ГЖИ координируются на федеральном уровне. Введена система оценки работы жилинспекций, утверждены показатели эффективности их работы как в части лицензионного контроля, так и по части жилнадзора.
- Введено ограничение расходов на общедомовые нужды. Все платежи сверх установленного норматива оплачиваются за счет прибыли управляющих либо ресурсоснабжающих организаций. Вместе с этим ужесточается ответственность граждан за не установку приборов учета и искажение их показаний, из-за чего и возникает значительная часть расходов коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
- Разработаны и прошли первое чтение поправки, наделяющие органы Госжинадзора полномочиями контроля за нормативами потребления, что завершает процедуру наведения порядка в начислении платы за коммунальные ресурсы.
- Государство вновь пошло навстречу гражданам, дав отсрочку для установки приборов учета – со 2-гополугодия не произошло запланированного увеличения повышающего коэффициента, его перенесли на 1 января 2017 года.
2. В части модернизации коммунальной инфраструктуры.
- Созданы условия развития государственно-частного партнерства в ЖКХ.
- Изменили законодательные "правила игры", мотивируя бизнес зарабатывать не на убытках, а на повышении эффективности, а именно:
ввели "предпринимательскую прибыль" (5%) как защищённую статью тарифа;
защитили инвестиции в концессии в ЖКХ, гарантировав тарифную формулу на весь срок концессии, а также возврат инвестиций в случае её расторжения.
- Сделали регион 3-й стороной соглашения, отвечающей за соблюдение тарифной формулы.
- Дали возможность концессионерам брать в концессию МУП лишь с половиной зарегистрированного имущества и наличием долгов, с обязанностью концессионера регистрировать активы и отдавать долги.
- Запустили господдержку концессий в ЖКХ путем субсидирования процентной ставки по кредиту и компенсации до 60% стоимости проекта модернизации в малых городах.
- 98% всех объявленных концессионных конкурсов в России – это конкурсы в ЖКХ.
- Заключено 1217 концессий с объемом инвестобязательств по ним 171,8 млрд. руб.
- В регионах, где работают концессии зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47%, в воде на 21%, а потери сократились на 18% и 14% соответственно.
- Начато формирование справочника наилучших доступных технологий.
3. Капитальный ремонт многоквартирных домов.
- Для продления «жизни» жилого фонда заработала программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
- Всего в региональные программы включено более 745 тысяч многоквартирных домов.
- За 2015 год отремонтировано более 21 тысячи многоквартирных домов общей площадью более 65 миллионов квадратных метров.
- За 9 месяцев этого года уже отремонтировано около 21 тысячи многоквартирных домов, а до конца года должен завершиться ремонт еще 25 тысяч домов.
- В настоящее время собираемость платежей составляет 81,7%.
- Предпринимаются меры для того, чтобы платежи за капремонт были посильны для населения – расширяется число категорий населения, имеющих льготы по оплате капитального ремонта.
- Начисление процентов на спецсчета, исходя из ставки, установленной по депозитам.
- Установлен многоступенчатый контроль качества ремонта:
5 лет гарантии на все работы по капремонту;
в приемке работ участвуют представители собственников, управляющей компании;
проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а затем сам конкурс проводится только среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надежность;
региональные операторы ежеквартально представляют отчет о реализации программы капитального ремонта.
- Все больше граждан переходят на накопление средств на спецсчетах. В 2015 году эту возможность использовали 10% граждан, а в 2016 этот показатель достиг 17-ти %.
Это положительная тенденция и мы будем ее поддерживать.
Следующие шаги:
- повышение энергетической эффективности при капитальном ремонте жилья – чтобы снизить расходы собственников на отопление и электричество.
В рамках работы Фонда ЖКХ запущена специальная программа поддержки энергоэффективного ремонта.
- Запуск механизмов стимулирования кредитования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
4. Расселение аварийного жилья.
- Все граждане России, жилье которых было признано аварийным до 1 января 2012 г., до 1 сентября 2017 года должны переехать в новые дома.
- Всего в рамках программы расселения аварийного фонда должно быть расселено 11,1 млн. квадратных метров жилья, в которых проживает 711,5 тысяч человек.
- 2014 и 2015 годы стали прорывными в расселении аварийного жилья – ликвидировано в 3 раза больше трущоб, чем это делалось в предыдущие годы. В настоящее время новое жилье уже получили более 419 тыс. человек, проживавших в 6,55 млн кв. м аварийного жилищного фонда.
- В 2016 году, по прогнозам регионов, в целом план также будет выполнен.
- Создана система многоступенчатого контроля качества строящихся домов, в результате 93,2% домов не вызвали никаких нареканий у собственников. Мы уделяем особое внимание вопросу качества и контролируем рассмотрения каждого обращения о некачественном жилье.
- Увеличена финансовая поддержка из федерального бюджета, упрощен порядок получения и использования федеральных средств и установлены четкие показатели для каждого региона - сколько домов и в какие сроки они должны расселить. За отставание от плана и представление недостоверной отчетности введены штрафы.
- Ужесточен контроль за реализацией программ и введен мониторинг рисков. Каждый «проблемный» регион теперь готовит четкий и жесткий план реализации задачи по расселению аварийного жилья к 1 сентября 2017 года, исполнение графика контролируют закрепленные «комиссары» из руководства Фонда ЖКХ.
5. Проект стратегического развития «ЖКХ
и городская среда».
- Вторым проектом в рамках проектной деятельности Правительства является проект стратегического развития «ЖКХ и городская среда».
Этот проект направлен на повышение качества жилищно-коммунальных услуг и городской среды.
- В рамках направления «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» к 2020 году мы планируем снизить на 30% аварийности на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
- Для достижения указанных целей мы:
Передача в концессию всех неэффективных МУПов и ГУПов (осталось 663 предприятия);
«Донастройка» тарифного законодательства;
Повышение платежной дисциплины и сокращение задолженности потребителей за услуги ЖКХ за счет исключения посредников
Льготное кредитование концессионеров за счет субсидирования процентной ставки;
Развитие информационных ресурсов, аккумулирующих лучшие практики по модернизации объектов ЖКХ и о потенциальных проектах и инвесторах.
Внедрение единого стандарта сервиса управления многоквартирными домами. Обязанность соблюдения стандарта будет лицензионным требованием и при его нарушении управляющая компания будет лишаться права управлять соответствующим домом или лицензии.
Повышение открытости отрасли путем поэтапного внедрения ГИС ЖКХ, который сегодня разрабатывается, при нашем участии, коллегами из Минкомсвязи.
Раскрытие информации позволит повысить конкуренцию на рынке, что в свою очередь приведет к повышению качества предоставляемых услуг.
- В рамках направления городская среда и благоустройство мы планируем:
реализовать первоочередные меры по благоустройству во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тысячи человек (таких порядка 15000) с учетом требований доступности для людей с ограниченными возможностями;
утвердить федеральную методологию, предусматривающую в том числе обязанность собственников нежилой недвижимости содержать прилегающую территорию, участие граждан в отборе проектов благоустройства и т.д.;
ежегодно обучать 500 региональных и муниципальных специалистов по формированию городской среды;
проводить ежегодный отбор 100 лучших реализованных проекта по благоустройству и поощрять регионы в которых они реализованы.
сформировать общедоступную базу лучших практик благоустройства и методик вовлечения населения в процесс создания комфортной городской среды.
- На реализацию мероприятий по благоустройству в 2017 году регионам будет представлена федеральная поддержка.
Изначально на реализацию направления планировалось направить 5 миллиардов рублей, однако благодаря поддержке депутатов Государственной Думы на реализацию этого направления будет дополнительно направлено порядка 15 миллиардов рублей, что будет серьезным подспорьем регионам в улучшении облика городов.
- Средства будут распределены между регионами до 1 февраля следующего года, а до 1 марта будут заключены соглашения с регионами о предоставлении этой поддержки.
Прошу депутатов ГосДумы взять реализацию этой программы в регионах на особый контроль.
- Параллельно с реализацией данного направления, в рамках поручения Председателя Правительства АИЖК готовятся общие стандарты городской среды и проекты благоустройства общественных зон в 40 муниципалитетах страны, в том числе принимающих гостей в рамках чемпионата мира по футболу.
В последующем, разработанные АИЖК стандарты будут интегрированы в соответствующие нормативные документы.
Строительство
1. Нормативное техническое регулирование в строительстве.
- Минстроем в формате государственного задания на основе ежегодного плана разработки сводов правил осуществляется системная работа в области технического регулирования строительства.Стратегическая цель - развитие единой, отвечающей требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, включающей требования к процессам изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также к строительным материалам, изделиям и конструкциям.
- Ежегодно разрабатывается и актуализируется более 100 сводов правил.
- По поручению Президента по итогам Госсовета в мае этого года для централизации функций технического регулирования в строительстве Минстроем подготовлен законопроект, направленный на исключение появления дублирующих друг друга или, наоборот, взаимоисключающих норм, что препятствует обеспечению безопасности строящихся объектов.
До конца года закон будет рассмотрен Правительством и в дальнейшем представлен в ГосДуму.
- Ведется активная работа, направленная на принятие проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который должен стать базовым для создания единого экономического пространства в сфере строительства.
- Идет подготовка дополнительного приложения к Договору ЕАЭС по вопросам технического регулирования строительства, учитывающего аспекты соблюдения принципов строительного нормирования в соответствии с задачами экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в строительной сфере.
2. Повышение эффективности использование бюджетных средств.
- Коренным образом меняется система ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства.
- Принятый летом закон предусматривает в том числе:
создание единой сметно-нормативной базы, как государственной информационной системы;
обязательность применения сметных нормативов при составлении сметной документации на строительство;
обеспечение прозрачности, качества разработки и утверждения сметных нормативов;
определение сметных цен строительных ресурсов по результатам мониторинга в территориальном разрезе.
- В 2017 году мы планируем поэтапно осуществить переход от базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства к ресурсному методу, позволяющему на основании мониторинга актуальных цен строительных ресурсов определить предельную стоимость строительства объектов капитального строительства для дальнейшего проведения конкурсных процедур.
- Продолжается работа по формированию и актуализации реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования.
- На сегодняшний день, в реестр включены сведения о проектной документации в отношении 488 объектов капстроительства различных категорий.
- Использование экономически эффективной проектной документации повторного применения стало обязательно для всех бюджетных капитальных вложений.
- Ведется работа по совершенствованию порядка обоснования инвестиций. План выполнения данной задачи утвержден Правительством.
В результате мы получим новую систему принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложениях, учитывающую как планы социально-экономического развития территорий, так и не допускающую завышенных и неэффективных проектных решений, что позволит существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств на капитальные вложения.
3. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в строительстве.
- Продолжается системная работа по снижению административных барьеров в строительстве:
Наряду с исчерпывающим перечнем в жилищном строительстве утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения;
до конца года планируется утвердить исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства, в отношении нежилых объектов и объектов теплоснабжения;
в высокой степени готовности находится проект постановления, предусматривающий дополнительное сокращение исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства.
Совместно с Минэнерго, Минкомсвязи, Правительством Москвы и Правительством Санкт-Петербурга проводится работа по разработке регламента взаимодействия участников градостроительной деятельности
по технологическому присоединению, которым будет предусмотрены перевод оказания соответствующих услуг в электронный вид и унификация процедур технологического присоединения и необходимых документов.
- За 3 года нам удалось подняться на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по показателю «Получение разрешения на строительство»
Прошу поддержать наши законодательные инициативы в целях реализации вышеизложенных задач!
Благодарю за внимание.
Источник: Минстрой России.