Основными изменениями, произошедшими в методике по разработке и применению нормативов накладных расходов, являются:
- сведение нормативов для Крайнего Севера и основной территории России в один документ;
- дополненный перечень затрат, включаемых в накладные расходы;
- коэффициенты для особо опасных и технически сложных объектов и, собственно, нормативы накладных расходов, которых стало существенно больше, а те, что были в старых методиках, изменили свое значение.
При этом сама формула расчета суммы накладных расходов не изменилась. Это, по-прежнему, сумма заработной платы рабочих и машинистов, умноженная на норматив для данного вида работ.
Данная Методика должна заменить собой как МДС 81-33.2004, так и МДС 81-34.2004. Для обозначения территорий Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним, применяется термин «Территория», для районов Крайнего Севера – аббревиатура РКС и для территорий, приравненных к районам Крайнего Севера – аббревиатура МПРКС.
В новой Методике в структуру накладных расходов добавлены:
в раздел «Административно-хозяйственные расходы» (п. 12):
- затраты на набор работников, включая услуги специализированных организаций;
- расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности и предоставление форм и сведений государственного статистического наблюдения;
- в раздел «Прочие накладные расходы»:
- взносы, уплачиваемые некоммерческим организациям, являющиеся обязательным условием для осуществления деятельности подрядной организации;
- налоги, сборы, государственные пошлины, включаемые в себестоимость продукции;
- расходы на сертификацию продукции и услуг;
- затраты на мероприятия по аттестации рабочих, оборудования, строительных и расходных материалов;
- расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве и эксплуатации строительных машин, нематериальных активов, гражданской ответственности членов саморегулируемой организации (далее - СРО), ответственности за нарушение членами СРО условий договора подряда;
- платежи, осуществляемые подрядными организациями, за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю;
- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
- 1,09 – для атомных электростанций (АЭС);
- 1,03 – для других особо опасных и технически сложных объектов.
При этом в п.п. 28 и 29 перечислен довольно обширный перечень нормативов, к которым данные коэффициенты не применяются.
Как было сказано ранее, в новой Методике количество нормативов накладных расходов существенно больше, чем в МДС 81-33.2004, прежде всего за счет нормативов для монтажных работ, которых теперь стало 46 вместо 4. В нормативах накладных расходов для строительных работ какой-то общей закономерности изменений не просматривается. То есть сказать о том, что накладные расходы после ввода Методики в целом снизятся или увеличатся, невозможно.
А вот для других видов работ, напротив, положительные тенденции очевидны. Нормативы накладных расходов для ремонтных работ выросли в среднем на 11,3%. Практически для всех монтажных работ норматив накладных расходов был ранее единым – 80%. Теперь для каждого монтажного сборника утвержден свой норматив, а то и два, и они всегда больше 80%.
Норматив для пусконаладочных работ будет зависеть от того, где проводятся работы: если на АЭС, то норма накладных расходов составит 74%, на других объектах – 83%.
Введены нормативы накладных расходов для работ по капитальному ремонту оборудования:
- для отделов 1-4 сборника ГЭСНмр 01 (ФЕРмр 01) – 89 %;
- для отделов 5 и 6 сборника ГЭСНмр 01 (ФЕРмр 01) – 74%;
- для сборника ГЭСНмр 02 (ФЕРмр 02) – 90%.
Как и в опубликованной недавно методике по разработке и применению нормативов сметной прибыли (приказ Минстроя от 11.12.2020 г. №774/пр), в новой методике по накладным расходам присутствуют странные нормативы для погрузо-разгрузочных работ и перевозки грузов автомобильным транспортом - 90% и 94% соответственно. Дело в том, что согласно приложению 121 к приказу Минстроя России от 26.12.2019 г. № 876/пр, которым утверждался действующий сборник на погрузо-разгрузочные работы и перевозку грузов автомобильным транспортом, указывается только сметная цена на эти работы, без выделения фонда оплаты труда, что делает невозможным расчет накладных расходов. Более того, в технической части к сборнику указывается, что в сметной цене уже заложены накладные расходы и сметная прибыль. По неофициальной информации эти нормативы включены в Методику на будущее, и сейчас их использовать не нужно.
Дополнительно отметим, что коэффициент 0,9, который необходимо применять при использовании строительных расценок для расчета стоимости ремонтных работ, теперь зафиксирован в п. 25 Методики. А вот коэффициент 0,6 для работ, проводимых хозспособом отсутствует.
Источник: АВИС медиа