Глава Минстроя Михаил Мень в интервью RNS рассказал о санации СУ-155, налоговых вычетах на аренду жилья и о том, почему строительство по типовым проектам не станет возвращением в «Иронию судьбы».
Первый зампред правительства Игорь Шувалов в ходе сессии ПМЭФ дал поручение Минстрою разработать льготы для рынка арендного жилья. Каких позиций это коснется?
Первое, что я хочу сказать, — законодательная база была создана Минстроем совместно с АИЖК в течение последних 1,5 лет. Был принят соответствующий закон, выстроен понятийный ряд, определены все позиции. Кроме того, было выпущено пять подзаконных актов, которые это регулируют. Но сегодня очевидно, что время предъявляет новые требования.
Мы обозначили три позиции, по которым мы и должны двигаться дальше для изменения нормативно-правовой базы. Это меры налогового стимулирования, в том числе отмена налога на имущество по наемным домам. Если не отмена, то корректировка. Это очень важный вопрос. Мы постараемся до конца года выстроить вместе с Минфином единую позицию. Второй момент — это механизм регистрации или, как раньше мы говорили, прописки для граждан, которые планируют жить в наемных домах, в том числе апартаментах. Тоже достаточно необходимый механизм. Третье — предоставление налоговых вычетов по расходам физических лиц на аренду по аналогии с вычетами при покупке жилья. И, наконец, последнее, что предстоит разрабатывать, — этим предстоит заниматься АИЖК при нашей поддержке, безусловно, — создание условий для привлечения средств частных и институциональных инвесторов в строительство арендного жилья с использования механизмов ЗПИФ (закрытых паевых инвестиционных фондов. — RNS).
Я думаю, это как раз то, что может в сумме сработать, потому что обычные рыночные механизмы при такой ставке ЦБ, при такой стоимости денег, работать не будут. Нужны точечные решения. Конечно, мы понимаем, что пилотные проекты, которые сейчас разрабатываются совместно с АИЖК, смогут сработать в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге или в тех субъектах Российской Федерации, где ведется строительство крупных промышленных предприятий, где необходимо привлечение трудовых ресурсов, обеспечение их мобильности. Например, на Дальнем Востоке строится судостроительный завод «Звезда», мощное предприятие. «Роснефть» занимается этим проектом. В случае если «Роснефть» даст гарантии заполнения жилья, то здесь АИЖК готово инвестировать даже часть своих средств для реализации этого проекта. Но на самом деле рыночные примеры даже при сегодняшней цене ресурса есть. Недавно мы выезжали посмотреть, как это работает в Калужской области. Очень интересный проект, расположенный недалеко от Обнинска, где достаточно мощный индустриальный парк, нуждающийся в рабочих руках. Это работает, поэтому здесь очень серьезный маркетинг необходимо проводить, прежде чем принимать решение о подобного рода инвестициях. А за нами — шлифовка нормативной базы.
Девелопер «Интеко» планирует выделить часть квартир в своих новостройках под арендное жилье. Какие-то другие компании готовы подключиться?
У «Интеко» мы видели интересную модернизацию серии И-209а, к которой мы привыкли и к которой скептически относимся. Но там основа неплохая на самом деле, они перепроектируют эту серию, планируют торцевые окна и т. д., но совершенно иные конфигурации квартир. Это, кстати, интересно. Помимо «Интеко», еще есть интересная программа. Я знаю, что АИЖК ведет переговоры с компанией Capital Group по одному из пилотных проектов и с рядом крупных компаний, которые могут сделать какие-то интересные проекты.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров предложил ввести льготную ипотеку на покупку деревянных домов. Какова ваша позиция по этому вопросу?
Этот вопрос мы обсуждали на совещании под руководством председателя правительства Дмитрия Медведева. По оценке АИЖК, сегодня сделать отдельную ипотечную программу по одному из видов субсидирования одного из видов домостроения достаточно сложно. Поэтому мы предлагаем пойти по следующему пути: у нас на выходе закон — совместное детище с нашими партнерами из Государственной думы, — закон о проектах повторного применения, или, как мы называем, типовые проекты. Абсолютно по всем сегментам рынка — начиная от социальной инфраструктуры и заканчивая жильем. Еще раз хочу подчеркнуть, что нас пытаются упрекнуть, что мы опять хотим загнать страну в так называемую «Иронию судьбы, или с легким паром», в которой рассказывается о типовых, одинаковых домах, но архитектурные решения, или, как говорят архитекторы, архитектурные «рубашки», могут быть абсолютно разными. Речь идет о типовом конструктивном решении. После вступления этого закона в силу типовое проектирование для всех органов государственной власти — от федеральных до муниципальных — будет обязательным.
Сегодня мы предлагаем компаниям — производителям конструкций деревянного домостроения сделать набор типовых проектов, для того чтобы эти типовые проекты вошли в обязательный реестр. Сегодня уже мы провели переговоры с руководством АФК «Система», которые также владеют несколькими крупными лесоперерабатывающими комбинатами, в том числе в Карелии и Ленинградской области. Мы им предлагаем самостоятельно сделать такие проекты повторного применения: проект деревянной школы для небольшого населенного пункта, детского сада, многоквартирного двух-трехэтажного дома, ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта. — RNS) и т. д. Мы эти проекты поместим в базу типовых проектов, в которой уже почти 300 проектов. Оттуда будут черпать информацию все органы государственной власти. И, конечно, регионы, в которых лесопереработка на серьезном уровне, обратят на это внимание, если это будут эффективные с точки зрения экономики проекты. Деревянное домостроение бывает разным — затратным или совершенно недорогим в производстве.
Банк «Российский капитал» создал государственного застройщика для завершения проектов СУ-155 Михаила Балакина. Можно ли говорить о том, что новая компания сможет впоследствии участвовать в санации других девелоперов и станет застройщиком-санатором?
Опыт по условному санированию СУ-155 неплохой. Я сам езжу по регионам, был недавно в Туле, Иваново и ряде других субъектов. Мы видим, что люди успокоились, они видят, что государство их спасает. Не группа компаний СУ-155, а государство спасает людей: там почти 30 тысяч обманутых дольщиков образовалось. Слава богу, у компании есть ряд активов и пассивов, и «Российский капитал» сейчас работает над тем, чтобы, реализовав эти активы, в том числе и земельные, чтобы можно было выйти хотя бы в ноль. По их расчетам, на это потребуется не менее пяти лет. Даже не менее семи.
Но пять, семь или три — это будет зависеть от общей экономической ситуации, потому что вчера, например, два лифтовых завода, которые входят в число активов группы компаний СУ-155, могли бы закрыть все проблемы. А сегодня стоимость этих заводов уже меньше. То есть все зависит от макроэкономических показателей, от них можно будет отталкиваться и говорить о каких-то сроках. Понятно, что это долгоиграющая история, но она связана не со спасением компании, а со спасением людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию из-за неграмотных экономических расчетов руководства СУ-155.
Второй момент заключается в том, что, конечно, этот опыт не хотелось бы тиражировать, так скажем. Но для того, чтобы подстраховать подобные ситуации, этот опыт может быть востребован. В том числе, на базе компании, создаваемой «Российским капиталом», потому что «Российский капитал» — это банк и, конечно, они создают компетентную профильную компанию. По нашей рекомендации направлены серьезные профессионалы в команду, и я думаю, что сейчас у них дело пойдет гораздо более динамично. Помимо этого, будет создаваться государственный компенсационный фонд вместо страховых компаний, который будет в случае каких-то проблем решать вопросы с компенсацией в случае потерь инвестиций. Возможно, эти конструкции в дальнейшем можно будет как-то склеить.
Передать средства государственного компенсационного фонда в управление «Российского капитала»?
Вполне возможно, но пока говорить об этом рано, потому что в поправках к ФЗ-214, которые были одобрены профильным комитетом Госдумы, предполагают в качестве основной позиции, что фонду — быть. Это некое политическое решение, озвученное президентом на Госсовете. Дальше будем разрабатывать подзаконные акты. Впереди большая работа, большая дискуссия, большой разговор.
«Rambler News Service»
Источник: Минстрой России.